Рейтинг страховых компаний Урала: итоги 1 квартала 2003

Эксперт-Урал #23 (105) от 23 июня 2003 года

"Автогражданка" жмет на газ

Но пока путает педали

Инна Гладкова, Дмитрий Толмачев, аналитический центр "Эксперт-Урал"

Страховщики и страхователи-автовладельцы стоят на пороге введения обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО): федеральный закон вступает в силу c 1 июля. Проведенный нами опрос профессиональных участников рынка и составленный на его основе рейтинг по итогам работы в первом квартале года показывают: подавляющее большинство (две трети) страховщиков-респондентов наращивали усилия именно в этом сегменте. При неизменных совокупных показателях в страховании ответственности произошло радикальное внутреннее перераспределение: доля "автогражданки" выросла с 25 до 57% - более чем вдвое.

Следом за ОСАГО наиболее динамично развивались добровольное медицинское страхование (таково мнение 30% респондентов) и страхование имущества (28%).

В целом страховые премии компаний, принявших участие в рейтинге, увеличились по итогам первого квартала на 12%. В сфере страхования имущества заметно выросла активность физических лиц - на 86% (при этом доля физлиц по-прежнему невысока, всего 3%). Взносы юридических лиц, наоборот, упали на 6%. Значительный прирост показателей в личном страховании обусловлен увеличением на 78% сбора премий в сегменте добровольного медицинского страхования.

"Права купил, машину купил"...

В целом по стране только за месяц (с середины мая по середину июня) лицензию на ОСАГО получили 69 компаний. В нашем рейтинге лицензии имеют 12 компаний, в том числе шесть уральских. По мнению президента страховой компании "Северная Казна" Александра Меренкова, выраженному на заседании Союза страховщиков "Белый соболь", в целом по России лицензию могут получить более сотни страховщиков, из них треть (и регионалы, и филиалы инорегиональных компаний) работает в Уральском федеральном округе.

Те, кто хотел присутствовать на рынке "автогражданки", готовились к нему давно. Практически все компании проделали основную работу: получили лицензии или подготовили документы на их получение, обучили кадры, заключили агентские договоры с другими страховыми компаниями. Многие ведут рекламные кампании, налаживают каналы продажи полисов, отрабатывают механизм урегулирования убытков. Некоторые екатеринбургские страховые компании сформировали для будущей клиентуры пакет документов, сопровождающий полис ОСАГО: документы аналогичны европейским, но адаптированы к российским законам и правилами дорожного движения.

Ждали только установления тарифов и правил. "Как и вся страна, мы ждем только бланков полисов, - говорит директор филиала СК "Ингосстрах" в Уфе Вячеслав Масланов. - Появятся полисы, и мы будем абсолютно готовы к проведению ОСАГО".

Последнее препятствие к старту рынка правительство устранило 7 мая этого года, установив тарифы и правила по обязательному страхованию автогражданской ответственности. Базовый тариф для физических лиц составил 1980 рублей, для юридических - 2375. Введены коэффициенты по территориальному признаку (для большинства областных центров Урала - 1,3), по мощности двигателя, возрасту и стажу водителя, частоте попадания в ДТП, а также сезонные коэффициенты.

Заметим, что тариф страховщиков не обрадовал: он почти на треть меньше предлагаемого ими. "Год работы покажет, достаточный это тариф или нет, - считает Вячеслав Масланов. - Добровольное автострахование развивается очень активно. Пока установленных тарифов должно хватить. Но не стоит забывать, что законом предусмотрен пересмотр и изменение тарифов раз в полгода".

..."Ездить - не купил"

На фоне массовой готовности компаний к "автогражданке" по-прежнему горячо обсуждается вопрос - выгодно или убыточно ОСАГО, сколько проблем оно принесет автовладельцам и страховщикам. По оценкам большинства аналитиков, "автогражданка" будет рентабельна лишь для нескольких десятков компаний. Доступ в этот сегмент открыт всем, но мелкие региональные игроки будут испытывать ожесточенную конкуренцию со стороны крупнейших российских и западных.

Не разрешены большие проблемы организации взаимоотношений страховщиков с другими участниками процесса ОСАГО: с одной стороны - с ГИБДД, экспертными организациями, автосервисами и судами (для ускоренного рассмотрения дел об административных правонарушениях); с другой - с автовладельцами (необходимо распространение информации о законе об ОСАГО, условиях страхования); с третьей - страховщиков друг с другом.

Нет правил взаимодействия страховых компаний с ГИБДД, а значит, сохраняется обширное поле для взяточничества и произвола. "Пока в ГИБДД на уровне министерства не будут приняты указания и не установлен контроль за их выполнением, вопросы взаимодействия со страховыми компаниями так и будут решаться кулуарно через "систему мотивации" госслужащих", - убежден начальник Управления автострахования компании "Росгосстрах-Аккорд" Олег Кутняков. Директор Екатеринбургского филиала СК "СОГАЗ" Алла Родыгина предлагает выход: "Многие вопросы взаимодействия помогло бы снять придание официального статуса институту аварийных комиссаров".

Необходимо информационно-техническое обеспечение ОСАГО: единая система, отслеживающая действие страховок на территории всей России. По итогам тендера, проведенного Российским союзом автостраховщиков, контракты на разработку системы заключены одновременно с тремя компаниями: "Крок", TopS BI, CSBI. Срок разработки проекта - около двух лет. Все это время информационная "дыра" не позволит сотрудниками ГИБДД оперативно проверять наличие у автовладельца страховки и предотвращать мошенничества.

Очевидно: пока все "детали" механизма ОСАГО "притрутся", нести убытки от неотрегулированности рынка будут автовладельцы и страховщики. Впрочем, подобных издержек не избежать при введении любой новой правовой нормы.

Не готов пока к ОСАГО и собственно объект внимания страховщиков - автовладельцы. Большинство воспринимает "автогражданку" как новый налог, но не способ достойно выйти из конфликтной ситуации на дороге. Не исключено, критическая масса автовладельцев в принципе проигнорирует поначалу новую норму. А если люди столкнутся с волокитой при выплате страхового возмещения, то еще вопрос, будет ли ОСАГО работать эффективно и способствовать развитию других страховых продуктов.

Со временем ситуация, разумеется, придет к равновесию. В долгосрочной перспективе "автогражданка", без сомнений, выгодна и нужна обществу. ОСАГО снизит потери автовладельцев как в деньгах, так и во времени. А повышающие коэффициенты для нарушителей (для виновника ДТП стоимость обязательной страховки возрастает) позволят сократить количество аварий на дорогах.

Потенциальная емкость российского рынка ОСАГО составляет 25 - 30 млн человек, добровольно страхуют свою ответственность только 5 - 7%. По оценкам "Эксперта", в ближайшие несколько лет ежегодные поступления в страховую систему от "автогражданки" составят 1 - 2,5 млрд долларов. Кроме того, участие в ОСАГО подтолкнет население к использованию смежных добровольных видов страхования. Это, несомненно, ускорит формирование мощных страховых компаний. А в развитых экономиках именно они часто становятся основными внутренними инвесторами.

Таблица 1.  30 ведущих уральских страховых компаний по добровольным видам страхования

Таблица 2. Десять наиболее динамичных компаний Уральского региона
 

Компания Взносы на 31.03.2003, тыс. руб. Прирост взносов по отношению к I кварталу 2002 г., % Место по взносам
Технополис 24 512 726 17
"ГУТА-страхование" 7 837 308 28
"Талер" 12 564 228 25
"Уралрос" 16 593 187 19
"Группа Ренессанс Страхование" 326 198 30
"Спасские ворота" 15 712 129 20
"Урал-Рецепт" 10 917 134 26
"Адонис" 44 277 108 12
"СК ""Екатеринбург" 2 503 77 29
"Северная казна" 27 839 73 15
"СК Траст" 14 879 67 22

Таблица 3. Десятка лидеров в области добровольного медицинского страхования, тыс. руб.

Компания Взносы Выплаты
"СКМ" 47 289 30 244
"Сургутнефтегаз" 47 120 59 802
Сибирско-Уральская СК 35 250 6 264
"Екат. филиал ""Уралэнергогарант" 29 960 22 002
"Адонис" 28 623 976
"СК Лига" 18 201 11 598
"Росгосстрах-Аккорд" 17 312 8 890
"Югория" 15 864 8 222
Технополис 13 810 3 401
"Наш город" 10 699 8 242

Таблица 4.  Десятка лидеров в страховании автогражданской ответственности

Компания Взносы Выплаты
"Росгосстрах-Аккорд" 13 453 10 846 954
"ЮжУрал-АСКО" 7 997 3 627
"Екат. филиал ""Уралэнергогарант" 4 147 1 379
"Северная казна" 3 660 1 812
"Сургутнефтегаз" 2 894 2 113
"Уралрос" 2 502 1 100
"ВСК" 2 341 1 112
"Экспресс-Гарант" 2 156 1 701
"Урал-АИЛ" 2 084 1 530
"СК Траст" 1 962 2 206

Таблица 5. Десятка лидеров в страховании имущества организаций

Компания Взносы Выплаты
"Югория" 292 633 4 487
"Сургутнефтегаз" 258 054 112 065
"Екат. филиал ""Уралэнергогарант" 16 757 448
"СКМ" 14 031 0
"Наста" 13 614 0
Сибирско-Уральская СК 11 413 128
Технополис 10 652 0
"Урал-АИЛ" 10 521 59
"ВСК" 10 062 1 230
"ЮжУрал-АСКО" 4 490 674

Таблица 6. Десятка лидеров в страховании имущества физических лиц

Компания Взносы Выплаты
"Росгосстрах-Аккорд" 35 047 6 025
"Сургутнефтегаз" 3 934 212
"ВСК" 2 113 266
"Северная казна" 1 535 502
"ЮжУрал-АСКО" 1 418 458
"Югория" 1 354 246
"Уральская страховая палата" 728 269
"Талер" 688 66
"Белая Башня и К" 641 523
"Экспресс-Гарант" 603 74

Методы и информация

Рейтинг построен по размеру страховых взносов по добровольным видам страхования. В качестве вспомогательных показателей приведены премии по отдельным видам страхования (личному, имущественному, добровольному медицинскому, страхованию жизни, ответственности, принятому перестрахованию), а также размер выплат.

В рейтинге представлены 30 компаний, включая филиалы инорегиональных. Анкеты для участия в рейтинге разосланы 55 компаниям, на вопросы ответили - 34.

Ключевое отличие настоящего рейтинга от предыдущих - выделение уральского бизнеса страховщиков федерального масштаба. Все федеральные компании участвуют в рейтинге только в рамках операций, осуществляемых на территории Большого Урала, включающего десять субъектов Федерации: Свердловскую, Челябинскую, Пермскую, Курганскую, Оренбургскую, Тюменскую области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, республики Удмуртию и Башкортостан.

 

 

 

Партнеры