Рейтинг крупнейших компаний Урала и Западной Сибири «Эксперт-Урал - 400» по итогам 2009 года

Таблица 1. Рейтинг крупнейших компаний Урала и Западной Сибири по объему реализации

Таблица 2. Региональная структура рейтинга

Таблица 3. Отраслевая структура рейтинга по объему реализации

Таблица 4. 20 наиболее прибыльных компаний

Таблица 5. 20 наиболее динамичных компаний

Таблица 6. 20 крупнейших строительных компаний

Таблица 7. 20 крупнейших компаний нефтяной и нефтегазовой промышленности

Таблица 8. 20 крупнейших машиностроительных компаний

Таблица 9. 10 крупенйших компаний химической и нефтехимической промышленности

Таблица 10. 10 крупнейших компаний цветной металлургии

Таблица 11. 10 крупнейших компаний электроэнергетики

Методика составления рейтинга и информация

Рейтинг 400 крупнейших компаний Урала и Западной Сибири (Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской, Тюменской областей, Пермского края, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, республик Башкортостан и Удмуртия) составлен аналитическим центром «Эксперт-Урал» на основе методики, разработанной рейтинговым агентством «Эксперт РА». Методика получила заключение PricewaterhouseCoopers.

Участие в рейтинге не имеет ограничений отраслевого характера: в него вошли компании практически всех основных сфер экономики.

Место компании в рейтинге определялось путем ранжирования по объему реализации продукции (работ, услуг) в 2009 году. В случаях, когда этот показатель не может быть применен в силу специфики деятельности компаний (например, для банков и страховых компаний), используются данные финансовой отчетности, максимально близкие к нему по экономическому смыслу.

В зависимости от профиля деятельности конкретной компании под этим термином понимаем:

- для компаний, занятых в сфере промышленности, АПК, телекоммуникаций, транспорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства, строительства - объем выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

- для банков - сумму процентных доходов (до вычета расходов), комиссионных доходов и чистых непроцентных доходов от операций с ценными бумагами и валютой (источник этих данных - бухгалтерская отчетность банков, подготовленная по стандартам МСФО или РСБУ);

- для страховых компаний - сумму подписанных страховых премий и чистого дохода от инвестиций за вычетом премий, переданных в перестрахование (МСФО, US GAAP), или сумму страховых премий (взносов) по страхованию жизни за вычетом взносов, переданных в перестрахование, страховых премий по видам иным, чем страхование жизни, за вычетом взносов, переданных в перестрахование, и доходов по инвестициям (РСБУ).

Для более полной картины указаны и другие характеристики: объем реализации продукции за 2008 год, прибыль и др.

По уральским холдингам приведены консолидированные данные. Дочерние компании в список не включены, чтобы избежать двойного счета. Оптовые сбытовые дочерние компании холдингов, чьи материнские организации находятся за пределами Урала и Западной Сибири, в рейтинг не включены, если на территории региона находится подразделение-производитель. В холдинговой принадлежности указывается та группа, которой компания принадлежала в 2009 году.

При пересчете выручки компании в 2009 году использовался средневзвешенный курс доллара - 31,72 руб./доллар, в 2008 году - 24,86 руб./доллар.

При прочих равных условиях приоритет отдавался данным отчетности, подготовленной в соответствии со стандартами МСФО или GAAP развитых стран, а в случае, когда компания такую отчетность представить не смогла, - анкетным данным компаний. Если анкетные данные не подтверждались копией аудированной отчетности по соответствующему стандарту и таковая не обнаруживалась в открытом доступе в других источниках, отчетность считалась управленческой по соответствующему стандарту (для РСБУ - просто «управленческая»).

В случаях, когда структура компании претерпела изменения, кардинально повлиявшие на объемы выручки за год, предшествующий году составления рейтинга, или изменился стандарт отчетности предоставляемых данных, информация о месте компании в предыдущем рейтинге и/или данные о темпах прироста объема выручки от продаж в текущем рейтинге не публикуются.

Сбор данных о компаниях осуществлялся в три этапа. Первый - подготовительный. На основе рейтингов прошлых лет, статотчетности за 2009 год, сообщений СМИ составлен список компаний - потенциальных участников рейтинга. Второй этап - опрос компаний-кандидатов в рейтинг. Запрашивались основные показатели деятельности за 2009 и 2008 годы. Наконец, на третьем этапе пробелы в собранной информации восполнены за счет данных Росстата и корпоративных сайтов компаний.

Для подготовки рейтинга использовалась информация Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы, представленная в «Системе профессионального анализа рынков и компаний» (СПАРК) агентства «Интерфакс».

Над рейтингом работали Ирина Тетерева, Глеб Жога, Елена Лыжина, Ирина Перечнева, Дмитрий Толмачев, Павел Кузнецов

Публикации

Учиться не дышать

Партнеры