Рейтинг изобретательской активности вузов - 2017

 

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД

Дмитрий Толмачев*, Глеб Жога**, Павел Кузнецов***
* Директор Аналитического центра “Эксперт”, вице-президент Ассоциации независимых центров экономического анализа
** Редактор отдела экономики журнала “Эксперт Урал”
*** Руководитель проектов АЦ “Эксперт”

ПАТЕНТУЙ И/ИЛИ ПОТЕРЯЕШЬ

Пионерский рейтинг “Эксперта” высветил отечественные вузы с наивысшей изобретательской способностью, коих много в провинции, и наглядно показал, что взлет числа научных публикаций вовсе не означает роста количества разработок, и что даже лицензированная разработка — это еще далеко не инновация

В сентябре Аналитический центр “Эксперт” завершил первую волну исследования изобретательской активности отечественных вузов; итоговые комплексные показатели были расчитаны по собственной методике — они стали основой уникального рейтинга отечественных университетов. 5 октября методика и результаты исследования были представлены на круглом столе “Изобретательская активность российских университетов: между наукой и деньгами”, его аудитория — профильные проректоры ведущих инженерных вузов страны и экспертное сообщество. Представляем материалы исследования и ключевые тезисы состоявшейся дискуссии.

Триадный подход

Презентованный осенью текущего года индекс изобретательской активности — первая волна исследования, по сути прецедент в своей области. Однако этот расчет был выполнен в рамках более крупного начинания: в 2016 году АЦ “Эксперт” взялся за масштабную работу — комплексно оценить научно-исследовательскую и инновационную деятельность российских университетов. Эта оценка должна базироваться на исследовании трех основных сфер-стадий процесса: результативности в области научных исследований, способности университетов генерировать изобретения и способности к предпринимательству (коммерциализации разработок).

Исследование первого блока-этапа впервые было проведено в прошлом году — оно легло в основу предметного рейтинга научной продуктивности вузов (читай “Рейтинг факультетов”, «Эксперт» №23 (990) от 6.06.2016); после насыщенного обсуждения в экспертной среде весной этого года Аналитический центр представил результаты второй волны расчета публикационной продуктивности на основе усовершенствованного измерителя (см. «Передовики вузовской науки», «Эксперт» № 21 (1030) от 22.05.2017). Презентованный 5 октября 2017 года рейтинг на основе индекса изобретательской активности университетов — первый подход к оценке второго блока обозначенной триады. Исследование последнего блока — предпринимательской результативности — АЦ “Эксперт” планирует начать в 2018 году. Уверены, что три этих измерителя в целом дадут новый срез, чтобы оценивать общий ландшафт российских университетов в части научно-исследовательской инновационной эффективности и динамику его изменения. Именно новый срез — новый угол зрения: мы не ставим целью вывести на рынок еще один комплексный рейтинг общей эффективности университетов, но предлагаем посмотреть на нее и ее составляющие с иных ракурсов.

Каждое исследование и каждый рейтинг, над которым мы работаем в рамках этого масштабного исследования, мы ведем в едином парадигмальном русле. Укажем еще раз некоторые его положения:

   1) одна из центральных задач — максимально чутко и рельефно показать региональный ландшафт российской университетской среды, чтобы обратить внимание читателя не только на известные московские вузы-лидеры, но и на сильные провинциальные вузы, зачастую остающиеся в тени. На наш взгляд, нам это удалось и при расчете “Рейтинга факультетов”, и, укажем забегая вперед, в случае с индексом изобретательской активности, который также помог высветить инновационно активные региональные университеты.

    2) В университетских рейтингах АЦ “Эксперт” использует только открытые, однозначные и верифицируемые показатели. Известно, что во многих методиках оценки эффективности вузов используются многочисленные косвенные показатели (как правило, получаемые при помощи опросов, анкетирования и глубинных интервью) — такие данные, с одной стороны, дают возможность учесть больше аспектов развития вуза, однако с другой — ухудшают прозрачность оценки. Все методики АЦ “Эксперт” максимально прозрачны для стороннего восприятия.  

    3) При конструировании системы показателей и выборе первичных данных, на которые она опирается, мы обязательно закладываем возможность масштабирования методики на другие регионы и страны. Это работает как ограничитель: мы сознательно не используем те показатели, которые в будущем не могли бы получить по университетам Восточной Европы, Китая, Южной Америки и др.

Фактор наблюдателя

Публикационной активности университетов в последние годы в России (как, в прочем, и в мире) уделяется очень пристальное внимание. В случае нашей страны его корень — программа «5–100», проект вывода российских университетов на международную арену, по результатам которого пять университетов должны попасть в топ-100 по версии международных рейтингов, а публикации и их цитируемость — краеугольный камень большинства таких рейтингов. Оттого число публикаций российских университетов в базе Scopus с 2009 к 2016 году выросло более чем вдвое; основной рост начался в 2013 году, когда была запущена программа «5–100».

 

А за изобретательской активностью так внимательно не следили, да и в целевых рейтингах вузов она практически не представлена. Если в них речь и идет о патентах, то учитывается, как правило, лишь один показатель – их общее число, таковы QS Stars (Innovation rating), U.S. News: Most Innovative Schools, таков и отечественный рейтинг Интерфакса. Подробно темы изобретений и их патентования касается только Reuters Top 100. При этом число патентов на изобретения и полезные модели от отечественных университетов за период 2009—2016 годов упало на 21,6%, и перечисленными рейтингами это падение отфиксировано фактически не было. Здесь можно усмотреть и плюс: раз специально эту деятельность никто не стимулировал, значит, оппортунистические модели, развитые в публикационной сфере, в сфере патентов присутствуют в гораздо меньших масштабах.

Однако мы уверены, что изобретательская активность (которая отражается в динамике патентной базы) университетов — самостоятельная сфера, достойная собственного отдельного рассмотрения, особенно если речь идет о понимании полноценном управлении инновационным процессом на всех его стадиях — от зарождения разработки до ее конечного внедрения на производстве.