Обзор рынка автоаренды Екатеринбурга

Эксперт-Урал #11 (138) от 22 марта 2004 года

Шеф свободен

Рынок автоаренды в Екатеринбурге отличает акцентированность на пассажирских перевозках. Становлению новых сегментов будет способствовать развитие бизнес-туризма и формирование спроса на транспортный аутсорсинг

Михаил Хайкин

Вначале марта в Екатеринбурге заработало представительство Europcar, крупнейшей европейской сети, специализирующейся на предоставлении автомобилей в аренду. Это уже вторая международная компания такого профиля в городе: с 2002 года здесь работает представительство Hertz. Чтобы понять, чем вызван интерес международных компаний к столице Среднего Урала, проанализируем состояние и перспективы рынка аренды автомобилей.

Зеленоглазое такси

Рынок автоаренды в Екатеринбурге только зарождается. До недавнего времени предложение ограничивалось услугами грузопассажирских перевозок и аренды представительских автомобилей для проведения праздников. Как следствие, игроки рынка в основном представлены фирмами такси и организаторами торжественных мероприятий. Однако подъем экономики региона, его большая открытость, развитие сферы услуг инициируют появление новых сегментов, таких как аренда автомобиля без водителя. А приход в регион крупных иностранных и российских компаний, несущих общемировые тенденции менеджмента, готовят почву для появления транспортного аутсорсинга - комплексного обслуживания корпоративных клиентов.

Аренда автомобилей без водителя во всем мире - значительный сегмент рынка, обслуживающий в первую очередь туристов. В Екатеринбурге развитие этого сегмента ограничивается низким статусом города как туристического центра. Однако деловой туризм у нас на подъеме, поэтому подобные услуги предлагает достаточно большое количество компаний. На аренде отечественных машин специализируются "Империя-Авто", "Автотрек", "Роджер ЛТ". Иностранные авто предлагают "Hertz, Екатеринбург" и "Europcar, Екатеринбург". Эти две группы ориентированы на разные ценовые сегменты и не пересекаются. Фирмы проката наших машин имеют местное происхождение, выросли в основном из автосервисов, ограничены в ресурсах и не могут выйти в дорогой сегмент. Западные сети, неважно, развиваются они в рамках франчайзинга или за счет собственных ресурсов, соблюдают европейские стандарты, что требует соответствующих вложений, а следовать этим стандартам, предлагая в аренду отечественные авто, невозможно.

Стоимость аренды зависит от марки, технических характеристик и возраста автомобиля. Плата за прокат самой популярной машины среди отечественных ВАЗ 21093 колеблется от 1000 до 1200 рублей в сутки за новый автомобиль. Цены на иномарки зависят от класса автомобиля. В среднем автомобиль эконом-класса (Renault Symbol, Seat Ibiza, Toyota Corolla) будет стоить 40 - 70 долларов в сутки, автомобиль среднего класса (Audi A3, Volvo S40) - от 75 до 90 долларов, бизнес-класса (Toyota Camry, Audi А6) - 105 - 140 долларов, желающие поездить на авто представительского класса (Audi AllRoad, Audi A8) должны готовить 140 - 170 долларов в день.

Условия аренды: минимальный возраст желающего взять отечественное авто - 21 год, иномарку - не менее 23 лет в "Europcar, Екатеринбург" и 25 лет в "Hertz, Екатеринбург". Необходимы паспорт и права (водительский стаж не менее года). Для аренды иномарки обязательно наличие пластиковой карты: "Это гарантия осуществления платежа и возвратности автомобиля. От случаев мошенничества, конечно, никто не застрахован, но подделать саму карту достаточно сложно. Были попытки неоплаты со стороны физических лиц, но эти проблемы решаемы с помощью законодательства. Попыток угона в нашей практике не было", - говорит генеральный директор "Hertz, Екатеринбург" Вадим Магурин.

Спрос могли бы подхлестнуть бизнес-туристы, но транспортом их, как правило, обеспечивает встречающая сторона. Среди горожан воспользоваться арендой, исходя из цен, могут представители так называемых "высшего среднего" и "высшего" классов с ежемесячным доходом более 500 долларов в месяц на человека. По данным отчета "Эксперт МА" "Стиль жизни среднего класса", в Екатеринбурге таких семей около 50 тысяч (140 тысяч человек в возрасте 18 - 60 лет). Причем 74% из них имеют в семье хотя бы один автомобиль. Значит, потенциальный спрос на услугу аренды автомобиля без водителя (не считая корпоративных клиентов) могли бы иметь около 37 тысяч екатеринбуржцев.

В сегменте проката автомобилей с водителем лидирующую позицию занимают такси. За ними следуют фирмы, организующие праздничные мероприятия. Эти компании специализируются на частных пассажирских перевозках. Лишь самые крупные, такие как "Такси-город", "Уралавтолайн", "Ландо", "Лардо", "Такси-Миг", стали развивать направления, связанные с обслуживанием корпоративных клиентов. Пожалуй, самой известной фирмой, ориентированной на юридических лиц, сегодня является ЗАО "Профиль", но она в большинстве случаев восполняет потребность в грузовых " Газелях", автобусах и микроавтобусах.

В целом прокатные фирмы предоставляют услугу аренды авто с водителем очень неохотно, буквально в единичных случаях: во-первых, за такой услугой по привычке обращаются в такси; во-вторых, необходимы дополнительные затраты на создание и организацию работы штата водителей. Однако наш опрос показал: 90% потенциальных клиентов заинтересованы как раз в таких машинах. Значит, на этот перспективный сегмент и будут в основном ориентироваться как иностранные, так и крупнейшие местные прокатные конторы.

Рынок корпоративных клиентов практически не охвачен действующими игроками, поэтому все его сегменты будут расти. Но наиболее интересным может оказаться развитие новой для региона услуги комплексного транспортного обслуживания предприятий - аутсорсинга.

Последнее слово начальника транспортного цеха

 
Аутсорсинг - тенденция общемировая. Наиболее прогрессивные российские компании также избавляются от непрофильных функций с тем, чтобы сосредоточиться на основной деятельности, повысить производительность труда, сделать бизнес более прозрачным и управляемым. Мы уже писали об аутсорсинге в применении к подрядным услугам, ИТ-рынку.

Содержание автомобильного парка, транспортного отдела, гаражей и ремонтных служб - одна из проблем, которую большинство крупных и средних компаний до недавних пор предпочитали решать самостоятельно. Но ситуация меняется. Проведенное нами исследование рынка транспортного аутсорсинга в Екатеринбурге четко демонстрирует тенденцию: растет и спрос, и количество игроков, предлагающих такую услугу.

Считается, Екатеринбург через три-пять лет - это Москва сегодня. В Москве рынок аренды автомобилей уже прошел определенные стадии: вслед за представительствами иностранных компаний московские фирмы стали постепенно отказываться от больших автомобильных парков. Спрос спровоцировал предложение, в результате в столицу пришли четыре крупнейших европейских компании проката авто: Europcar, Avis, Rent-a-car, Hertz. Начали активно развиваться и местные фирмы проката.

Филиалы и представительства иностранных и московских компаний принесли спрос на услуги аренды и в Екатеринбург. И появилось предложение: "Europcar, Екатеринбург", например, по словам директора компании Татьяны Огнивовой, намерена предоставлять комплекс услуг по организации и управлению транспортной службой предприятия, включая формирование парка новых автомобилей. Это означает полное выведение транспортного обслуживания за пределы организации.

Развитие транспортного аутсорсинга тормозится тем, что потенциальные заказчики не оценивают свои затраты на транспорт, а зачастую даже не задумываются об этом. Между тем наши расчеты показали: передача транспортного обслуживания в аутсорсинг может при определенных условиях существенно минимизировать издержки компании.

На большинстве предприятий, владеющих собственным парком, машины значительную часть времени простаивают. "По нашим данным, водитель в компании занят от силы 50% времени, - рассказывает генеральный директор "Такси-Город" Антон Каразневич. - Остальное время он занимается тем, что пьет чай и смотрит телевизор в специально отведенном помещении, хотя зарплату получает". Организация несет амортизационные, административно-управленческие (зарплата водителя, бухгалтера, налоги) издержки, автомобиль теряет в стоимости, а деньги, потраченные на его приобретение, становятся отвлеченным на непроизводственные цели оборотным капиталом, который мог бы принести большую доходность на профильном направлении. Теоретически последний фактор можно нивелировать через лизинговую схему, но и в этом случае возникают амортизационные отчисления, налог на имущество, страховка, процент по кредиту и другие сопутствующие расходы.

Проведенный в рамках исследования опрос потенциальных потребителей услуги среди крупных и средних компаний и банков показал, что наибольший интерес она представляет для крупных коммерческих организаций, тратящих достаточно большие ресурсы на содержание собственных парков. Пока эти услуги остались практически без внимания среднего бизнеса, для которого затраты на покупку нового автомобиля более ощутимы, хотя вопрос имиджа играет для него немаловажную роль.

Годовые затраты среднего екатеринбургского предприятия на содержание одного собственного автомобиля (без учета средств на его приобретение) составляют в среднем 480 тыс. рублей для машины среднего класса, 805 тыс. рублей для авто бизнес-класса, 1,8 млн рублей - для представительского. Эти затраты можно существенно сократить, если использовать арендованные автомобили при разумном графике (такой график возможен для сотрудников любой компании, за исключением, наверное, торговых агентов, которые постоянно за рулем). Причем, как показали наши расчеты, арендовать машину с водителем тем выгоднее, чем выше класс и стоимость самой машины. "Затраты на транспортное обслуживание при использовании аренды увеличиваются примерно на 20 - 30%, но за счет оплаты только фактической работы машины они снижаются на такую же цифру. При этом происходит снижение накладных расходов еще на 5%", - утверждает коммерческий директор средней компании, занимающейся издательским бизнесом.

- У нас порядка ста корпоративных клиентов, которые, даже имея свой транспорт, регулярно пользуются нашими услугами: ежедневно ездят в банк, на встречи с партнерами, развозят сотрудников, - говорит Антон Каразневич. - Это направление очень перспективное. Отдавая транспортное обслуживание в аутсорсинг, компании снимают с себя расходы по приобретению автомобиля, поиску и содержанию шофера, рисков ДТП, амортизации, ремонта, учета.

Для Екатеринбурга аутсорсинг - новая услуга, и компаниям придется приложить усилия, чтобы преодолеть скептицизм потенциальных клиентов. Ключевые проблемы, связанные с развитием рынка аренды автомобилей, пока сводятся к слабой информированности об этих услугах. Как только критическое число крупных и средних предприятий поймет, что аренда экономически более выгодна по сравнению с содержанием собственного парка, а их менеджмент преодолеет внутрикорпоративное сопротивление, транспортный аутсорсинг получит серьезный толчок для развития. По нашим оценкам, это перспектива ближайших двух-трех лет.

Диаграммы: сравнительный анализ почасовой стоимости арендованного и собственного авто, руб.

Диаграмма: цены на самые популярные марки авто с водителем, руб./час

Диаграмма: статьи расходов на содержание автомобиля в общих затратах (без учета затрат на покупку)

Дополнительные материалы:

"Проблема наших компаний в том, что они не считают расходы на транспортные службы"

считает генеральный директор "Авто-Плюс" Павел Шестопалов

Компания "Авто-плюс", официальный дилер Toyota, осенью прошлого года купила франшизу у Europcar и открыла представительство "Europcar, Екатеринбург". С вопросами о перспективах рынка аренды авто мы обратились к генеральному директору "Авто-плюс" Павлу Шестопалову.

- На какие группы клиентов компания ориентировалась, вкладываясь в прокатный бизнес?

- Прежде всего мы планируем развивать услугу аренды автомобилей с водителями и для корпоративных, и для частных клиентов. Если брать в пример Москву, где уже сложилась определенная структура рынка аренды, этот сегмент составляет 80%. Москва хоть и туристический город, но движение там такое, что брать машину без водителя иногда просто неудобно. Кроме того, мы рассчитываем на спрос со стороны бизнес-туристов. В прошлом году Екатеринбург посетило 170 тысяч иностранных граждан. Большинство из них имеют бизнес-цели в городе. Они нуждаются в мобильности, а значит, должны иметь возможность, как и в других цивилизованных странах, взять автомобиль напрокат. Сейчас предложение на рынке аренды автомобилей без водителя больше ориентировано на прокат отечественных машин, в основном "Жигулей". Для иностранца езда на "Жигулях" - что-то из области экстрима. Мы хотим предложить хорошие новые автомобили иностранного производства, чтобы люди, приезжая в наш город, попадали в знакомые им и комфортные условия. Другая группа потребителей - клиенты нашего автосалона, которые будут пользоваться услугой подмены автомобиля на время ремонта собственной машины.

- За счет чего будет формироваться спрос в сегменте корпоративных клиентов?

- В первую очередь за счет выведения транспортного обслуживания за пределы компаний, иными словами, перехода на транспортный аутсорсинг. Под этим понятием я понимаю транспортное обслуживание деятельности организации силами специализированной компании, а именно формирование парка автомобилей, его содержание, управление сотрудниками. Преимущество специализированной компании, такой как наша, в том, что она как дилер может не только приобретать автомобили по низкой цене, но и сбывать их на вторичном рынке. Кроме того, собственная ремонтная база позволяет значительно снизить издержки на ремонт и техобслуживание.

- Не пойдет ли предложение впереди спроса?

- Каждая компания должна заниматься своим делом. Например, банк не должен перевозить собственных сотрудников, охранять или убирать помещения. Проблема наших компаний в том, что никто не считает, сколько реально стоит транспорт, и в отдельные балансы эти расходы не выводятся. Никто не думает о затратах во время простоя машины. Служебный автомобиль зачастую используется в личных целях сотрудников. Наконец, даже если компания использует свой автопарк достаточно грамотно, она все равно переплачивает на запасных частях и ремонте. При грамотном планировании рабочего дня и графике использования автомобиля все эти издержки можно существенно минимизировать. Мы считаем этот сегмент очень перспективным.

Интервью взял Михаил Хайкин

Партнеры