Лидеры среднего бизнеса Урала по итогам 2005

Таблица 1. Отраслевые лидеры

Таблица 2. Лидеры среднего бизнеса Урала: динамика развития

Таблица 3. 50 наиболее рентабельных компаний

Методы и информация

Проект «Лидеры среднего бизнеса Урала» проведен аналитическим центром «ЭкспертУрал» на основе собственной методики в марте — ноябре 2005 года. Уральский регион включает в себя республики Удмуртия и Башкортостан, Свердловскую, Челябинскую, Пермскую, Оренбургскую, Курганскую, Тюменскую области (включая ХМАО и ЯНАО).

Участие в проекте не имеет ограничений отраслевого характера. В результате в исследовании приняли участие компании практически всех основных сфер экономики.

К средним отнесены компании, удовлетворяющие следующим критериям:

1. Годовой объем реализации компании — в диапазоне 200 — 920 млн рублей (в прошлом году — 150 — 730 млн рублей, учтен инфляционный рост). Дочерние компании холдинговых структур к рассмотрению не принимались. В случае, когда этот показатель в силу специфики деятельности компании не мог быть применен, использовались данные финансовой отчетности, максимально близкие к нему по экономическому смыслу. В зависимости от профиля деятельности компании под объемом реализации понимали:

— для компаний, занятых в сфере промышленности, АПК, телекоммуникаций, транспорта, торговли, жилищнокоммунального хозяйства, строительства — объем выручки от продажи продукции (работ, услуг);

— для банков — сумма процентных доходов (до вычета расходов), комиссионных доходов и непроцентных доходов за вычетом расходов по операциям с ценными бумагами и иностранной валютой (источник этих данных — бухгалтерская отчетность банков, подготовленная в стандартах IFRS, US GAAP, РСБУ);

— для страховых компаний — сумма подписанных страховых премий и дохода от инвестиций за вычетом премий, переданных в перестрахование (IFRS, US GAAP), или сумма страховых премий (взносов) по страхованию жизни за вычетом взносов, переданных в перестрахование, страховых премий по видам иным, чем страхование жизни, за вычетом взносов, переданных в перестрахование, и доходов по инвестициям (РСБУ);

— для лизинговых компаний — объем лизинговых платежей и другие доходы, учитываемые в выручке.

2. Максимальная численность персонала — 1000 человек. Минимальная — в зависимости от отрасли: промышленное производство, агропромышленный бизнес, телекоммуникации, транспорт, жилищнокоммунальное хозяйство, строительство — от 100 человек; страхование — от 50; лизинг, ИТ, розничная торговля, сфера услуг — от 30 человек.

3. Неизбыточность основных фондов (на основе экспертной оценки, позволяющей отсечь предприятия советской экономики, сохраняющие огромные производственные мощности, но в силу разных причин имеющие низкий уровень продаж).

В результате обработки первоначальной базы, содержащей порядка 2000 предприятий, в выборку в конечном счете вошли более тысячи. Базу для анализа потенциала средних компаний в различных отраслях и областях региона составили порядка 500 компаний, по которым собраны полные данные за последние три года. Источниками информации послужили данные компаний, полученные в ходе анкетирования, данные бухгалтерской отчетности, предоставленные Федеральной службой государственной статистики и территориальными статорганами, а также сведения, опубликованные предприятиями в открытых источниках.

В качестве критерия при составлении основного рейтинга принят показатель, характеризующий динамику развития компании: темп прироста выручки в 2004 году по отношению к 2003му. Из рейтинга намеренно исключены компании с показателем более тысячи процентов.

Для более полной картины в основной таблице справочно приведен столбец «Рэнкинг по выручке», показывающий порядковое место компании в том случае, если список был бы ранжирован по объему выручки за 2004 год. Эта информация дает представление о масштабе деятельности компании относительно других в рамках диапазона выручки в размере 200 — 920 млн рублей.

Составлены дополнительные рейтинги — лидеров по рентабельности и по выручке в различных отраслях. Отражены совокупные данные среднего бизнеса по отраслям и субъектам Уральского региона.

Публикации

Лестница в небо

Партнеры