Исследование «Автомобиль для среднего класса в Урало-Сибирском регионе», 2002 год

Эксперт-Урал #26 (108) от 14 июля 2003 года

Дорогой член семьи

Сокращение крупных статей потребительских расходов среднего класса, в том числе на покупку авто, должно послужить тревожным сигналом для российских производителей и продавцов автомобилей*

* В статье использованы материалы отчета об исследовании "Автомобиль для среднего класса" агентства "Эксперт-МА"

Еще не стихли эмоции, вызванные повышением таможенных пошлин на ввоз подержанных иномарок в октябре 2002 года, как правительство приняло решение, выравнивающее эти платежи для физических и юридических лиц: с 24 июля отменены льготы по растаможке, предоставленные физлицам осенью 1999 года. Теперь частные лица будут платить почти в полтора раза больше прежнего. В первую очередь решение обрадовало отечественный автопром, во вторую - западных производителей: с сокращением разницы в цене между бывшими в употреблении и новыми автомобилями спрос на последние растет. Единственный противник - потребитель: принятое решение в очередной раз ударит его по карману.

В мае 2003 года аудиторская компания "Ernst&Young" представила на своем сайте оптимистичный доклад о состоянии российского автомобильного рынка. Он назван одним из наиболее перспективных секторов экономики, обладающим огромным потенциалом. Среди факторов роста - малое количество машин на душу населения (на 60% меньше, чем на Западе) и высокая квалификация рабочей силы при низкой ее стоимости. Большой интерес для авторынка представляет средний класс, доля которого по различным оценкам составляет от 7 до 20% населения страны. На средний слой приходится около 50% всего российского потребления, в том числе 18% - непродовольственных товаров. Автомобили в расходах среднего класса занимают вторую позицию после недвижимости.

Вынужденное предпочтение

В 2000 году журнал "Эксперт" провел первую волну исследований в рамках проекта "Стиль жизни среднего класса". Полевой этап охватил 16 крупнейших городов страны, в том числе семь в Урало-Сибирском регионе: Екатеринбург, Уфу, Челябинск, Пермь, Омск, Новосибирск, Красноярск. Основной критерий отнесения к среднему классу - уровень дохода: более 150 долларов в месяц на члена семьи (в Москве - 300 долларов).

Результаты показали, что в городах уральской выборки проживает около 3,5 млн семей, которые можно квалифицировать как средний класс. Это 53,9% общей численности среднего класса РФ. Заметим, что средний класс имеет положительную динамику прироста численности и, по прогнозу Минэкономразвития, к 2010 году достигнет 50 - 55% (см. диаграмму "Численность среднего класса РФ"). Этот целостный социальный слой отличает не только схожее материальное положение и потребительское поведение, но и близкий стиль жизни и образ мыслей.

Исследование "Автомобиль для среднего класса" (осень 2002 года; 3050 респондентов) выявило наличие минимум одного средства передвижения у 54% семей этого слоя. Расходы среднего класса на приобретение автомобиля впечатляют. Совокупные траты за последние семь лет составляют 28 - 30 млрд долларов США (из них на Уральский регион приходится 13,4 млрд). Это в год в среднем 4 млрд долларов (для Урала - примерно 1,9). На средний размер расходов прежде всего влияет заявленный уровень доходов: в семьях с душевым доходом 150 - 250 долларов в месяц расходы на приобретение авто составляют 3700 долларов, в семьях с доходом более 600 долларов - 8300 долларов (см. таблицу "Расходы на покупку в зависимости от дохода").

Сравнивая размер расходов на авто по регионам, отметим, что максимум (5600 долларов) зафиксирован в столице. Там автомобиль в большей мере воспринимают не как средство передвижения, а как показатель статуса, источник удовольствия или как "член семьи". В Москве приобретают более дорогие марки автомобилей и больше вкладывают в тюнинг, дополнительное оборудование. В городах Уральского региона, принявших участие в исследовании, на покупку тратят в среднем менее 3900 долларов (см. таблицу "Распределение в зависимости от региона").

Интересно, что многие средние русские оценивают стоимость своего авто весьма скромно: более 40% называют цифру всего в 2,5 - 3,5 тыс. долларов (см. таблицу "Оценка стоимости имеющегося авто"). Группы граждан, претендующие на душевые доходы более 400 и более 600 долларов в месяц, оценивают свои автомобили дороже: в среднем 4950 и 5700 долларов соответственно. Руководители крупных и средних компаний также оценивают машины выше - 4600 долларов.

По мнению исследователей, предпочтение отдается отечественным производителям (см. диаграмму "Распределение по маркам"). Это связано прежде всего с поиском оптимального сочетания цены и качества. Эластичность спроса по цене на этом сегменте рынка высока (больше единицы), следовательно, многие потенциальные покупатели задумываются над вопросом, что в рамках одной ценовой категории лучше - новая десятая модель ВАЗ или подержанная иномарка. И склоняются в конечном счете к первой. Государство активно поддерживает этот выбор: подтверждение тому - повышение таможенных пошлин на старые иномарки. Кроме того, серьезным сдерживающим фактором является колебание валютных курсов. В частности, за предыдущий год произошло значительное усиление позиций евро относительно рубля, а следовательно, подорожали машины, поступающие из Европы. И все же зарубежные компании с оптимизмом смотрят на российский рынок и продумывают стратегические наступательные планы.

Платежеспособный спрос - прежде всего

Мировым автопроизводителям придется постараться, чтобы изменить структуру спроса в свою пользу: около 50% средних русских планируют приобрести отечественную марку (см. таблицу "Прогноз спроса на 2003-2006 годы"). Вторую позицию занимает Тoyota: она все более рассматривается как статусный автомобиль, причем прежде всего на Урале. Здесь ее планируют приобрести 18,6% средних русских, а в Москве - всего 2,6%.

В среднем семьи среднего класса готовы потратить на покупку автомобиля 5450 долларов. Эта цифра почти не отличается от расходов предыдущих лет. Она, естественно, увеличивается с ростом уровня доходов, улучшением социального статуса и снижается с увеличением возраста машины, планируемой к приобретению (см. таблицу "Средние расходы на покупку авто"). От этих же параметров зависит и способ (место) приобретения автомобиля (см. диаграмму "Способы приобретения авто"). Города Уральского региона отдают предпочтение группе дешевых способов (56,4%), Москва - надежных (52,6%).

Планируемые совокупные расходы на покупку автомобиля в Уральском регионе оцениваются в 2 - 2,2 млрд долларов в год, что немного больше суммы, потраченной средним классом в предшествующие годы.

Тенденция к сокращению крупных статей потребительских расходов семьей среднего класса, наблюдаемая не только на автомобильном рынке, но и в сегменте мебели, крупной бытовой и видеотехники, одежды, пока не имеет четкого выражения, но должна послужить тревожным сигналом для российских производителей и продавцов автомобилей. Этому существует несколько объяснений. Во-первых, возможно, опрашиваемые просто занижали возможности, боясь "сглазить". Во-вторых, предполагается, что представители среднего класса меняют машину в среднем раз в шесть лет и пик обновления автомобильного парка уже миновал. В-третьих, причиной снижения расходов на крупные покупки может послужить отсутствие сбережений, связанное с низким уровнем развития российской финансовой, в частности банковской, системы. Прямое следствие последнего - сложность и дороговизна автокредитования, несмотря на бурное его развитие (столица продемонстрировала пятикратный прирост объема кредитов за 2002 год). Получение кредита на покупку авто обходится сейчас в среднем в 31,2% от стоимости. Сложность состоит в том, что потребитель должен определить "реальный процент", т.е. помимо заявленной ставки учитывать страхование, различные комиссии за рассмотрение документов, другие дополнительные расходы. Имей средний класс возможность брать кредит под разумный процент, не исключено, он мог бы приобретать больше автомобилей (сейчас доля тех средних русских, кто не планирует приобретение машины в 2003-2006 годах, по Уральскому региону составляет 52,7%) и темп роста автомобильного рынка был бы выше.

Производители и продавцы товаров мало задумываются, почему почти 50% средних русских не собираются стать их клиентами. Если они смогут привлечь на рынок немалый отряд сегодняшних "непотребителей" из числа среднего класса, потенциальный спрос на легковые автомобили, рассчитанный и оцененный по результатам исследования в 8,1 - 8,9 млрд долларов на ближайшие три года, может вырасти (в Уральском регионе - до 3 - 4 млрд в год). Возможно, тогда правительству не придется ломать голову над тем, как с помощью экономически неэффективных барьеров защитить отечественного производителя.

 

Светлана Ханафиева

Таблица 1. Расходы на покупку в зависимости от дохода, %

Таблица 2. Расходы на приобретение автомобиля в Уральском регионе за последние семь лет 

Таблица 3. Распределение в зависимости от региона, % средних русских

Таблица 4. Оценка стоимости имеющегося автомобиля в Уральском регионе

Таблица 5. Прогноз спроса на автомобили на 2003-2006 г. в Уральском регионе

Диаграмма: распределение в зависимости от марки автомобиля в Уральском регионе, %

Диаграмма: способы приобретения автомобиля в Уральском регионе, %

Партнеры